На фоне растущей популярности спидкубинга я решил написать эту статью. Я научился собирать кубик Рубика около 6 лет назад, но лишь недавно изучил быстрый способ сборки, который используют подавляющее большинство спидкуберов – метод Джессики Фридрих. Здесь вас ждут не только методы сборки, но и мои наблюдения, которые могут помочь вам изучить разные методы.
Оглавление
Язык вращений
Чтобы собрать кубик, надо уметь его вращать, для этого потребуется изучить язык вращений:
F – front – фронтальная сторона по часовой стрелке
B – back – задняя сторона по часовой стрелке
L – left – левая сторона по часовой стрелке
R – right – правая сторона по часовой стрелке
U – up – верхняя сторона по часовой стрелке
D – down – нижняя сторона по часовой стрелке
F’ – фронтальная сторона против часовой стрелки
B’ – задняя сторона против часовой стрелки
L’ – левая сторона против часовой стрелки
R’ – правая сторона против часовой стрелки
U’ – верхняя сторона против часовой стрелки
D’ – нижняя сторона против часовой стрелки
F2 – фронтальная сторона на 180 градусов
B2 – задняя сторона на 180 градусов
L2 – левая сторона на 180 градусов
R2 – правая сторона на 180 градусов
U2 – верхняя сторона на 180 градусов
D2 – нижняя сторона на 180 градусов
Fw – фронтальная вместе со средним слоем по часовой стрелке
Bw – задняя вместе со средним слоем по часовой стрелке
Lw – левая вместе со средним слоем по часовой стрелке
Rw – правая вместе со средним слоем по часовой стрелке
Uw – верхняя вместе со средним слоем по часовой стрелке
Dw – нижняя вместе со средним слоем по часовой стрелке
Fw’ – фронтальная вместе со средним слоем против часовой стрелки
Bw’ – задняя вместе со средним слоем против часовой стрелки
Lw’ – левая вместе со средним слоем против часовой стрелки
Rw’ – правая вместе со средним слоем против часовой стрелки
Uw’ – верхняя вместе со средним слоем против часовой стрелки
Dw’ – нижняя вместе со средним слоем против часовой стрелки
Fw2 – фронтальная вместе со средним слоем на 180 градусов
Bw2 – задняя вместе со средним слоем на 180 градусов
Lw2 – левая вместе со средним слоем на 180 градусов
Rw2 – правая вместе со средним слоем на 180 градусов
Uw2 – верхняя вместе со средним слоем на 180 градусов
Dw2 – нижняя вместе со средним слоем на 180 градусов
M – вращение среднего слоя, находящегося между левым и правым слоями
S – вращение среднего слоя, находящегося между фронтальным и задним слоями
E – вращение среднего слоя, находящегося между верхним и нижним слоями
x – весь куб вращается от себя по плоскости, совпадающей с правым слоем. Это по сути то же самое, что повернуть правую грань кубика по часовой стрелке вместе со всем кубиком.
x’ – весь куб к себе по плоскости, совпадающей с правым слоем (правую грань кубика против часовой стрелки вместе со всем кубиком)
y – весь куб по часовой в горизонтальной плоскости (верхнюю грань кубика по часовой стрелке вместе со всем кубиком)
y’ – весь куб против часовой в горизонтальной плоскости (верхнюю грань кубика против часовой стрелки вместе со всем кубиком)
z – весь куб по часовой в фронтальной плоскости (фронтальную грань кубика по часовой стрелке вместе со всем кубиком)
z’ – весь куб против часовой в фронтальной плоскости (фронтальную грань кубика против часовой стрелки вместе со всем кубиком)
Сразу отмечу, что для простого метода сборки достаточно вращать лишь фронтальную, левую, правую и верхнюю грань, не трогая нижнюю и заднюю грани и средний слой.
Структура кубика
Кубик 3х3х3 состоит из углов, ребер и центров. Углы имеют 3 цвета, ребра – два, а центр – один. Любой кубик с нечетным количеством кубов на одной стороне (3х3, 5х5, 7х7 и т.д.) всегда имеет неподвижный центр. Как бы мы ни крутили такой кубик – центры не будут меняться относительно друг друга. Это позволяет легко определить какой цвет должен быть на каждой грани. Сейчас мы рассмотрим различные методы сборки, каждый из которых состоит из этапов. Очень важно, чтобы каждый последующий этап не ломал то, что было создано на предыдущих.
Простой метод сборки (максимум 180 движений)
Если вы еще не умеете собирать кубик Рубика, начните с простого метода. Он состоит из 7 этапов:
1) Сборка нижнего креста (максимум 16 движений)
2) Сборка нижних углов (максимум 28 движений)
3) Сборка второго слоя (максимум 64 движения)
4) Ориентация верхнего креста (максимум 12 движений)
5) Сборка верхнего креста (максимум 15 движений)
6) Ориентация верхнего слоя (максимум 27 движений)
7) Сборка верхнего слоя (максимум 18 движений)
Сборка нижнего креста
Первым делом, нужны выбрать цвет, с которого начинается сборка. По традиции, принято начинать с белого. Сборка кубика с одного и того же цвета называется Single color, а умение собирать с разных сторон – Multicolor. Первое время вам придется побыть “сиглколорщиком”.
Наша задача сделать не просто белый крест, а чтобы ребра креста находились на своем месте, то есть каждый цвет ребра находится рядом с центром того же цвета. В целом, белый крест собрать можно, не зная никаких алгоритмов, но я постарался подобрать основные приемы:
Примечание: Т.к. мы собираем белый слой, то можем спокойно крутить желтый слой в поиске выпадения подходящего случая
Совет: Для удобства обучения на примерах белый слой показан сверху. Если уже умеете собирать кубик, то старайтесь держать его всегда нижней гранью вниз, т.к. мы собираем кубик снизу вверх. Это благоприятно скажется на обзоре интересующей еще не собранной части кубика.
Сборка нижних углов
Теперь собираем углы нижнего слоя. Здесь я выделил 5 основных случаев:
Примечание: Иногда бывают случаи, когда все интересующие нас углы находятся на нижнем слое и не на своем месте. Тогда здесь поможет комбинация из случая 1 или 2 для “выбивания” интересующего нас угла на верхний слой.
Сборка второго слоя
Чтобы собрать второй слой, нужно поставить на место все 4 ребра второго слоя.
Примечание: Иногда есть случай, когда на верхнем слое нет интересующих нас ребер и они все на среднем слое не на своем месте. Тогда здесь поможет комбинация из случая 1 или 2 для “выбивания” интересующего нас ребра на верхний слой.
Ориентация верхнего креста
Теперь наша цель – сделать верхний крест. Так как мы начали собирать с белого цвета, то верхний крест должен быть желтым. Всего может быть 3 случая:
Примечание: Случай 3 можно сделать через формулы первых двух случаев.
Сборка верхнего креста
Теперь расставляем ребра креста, чтобы собрать правильный крест. Придется крутить верхнюю грань, чтобы найти один из трех случаев:
Ориентация верхнего слоя
Нам нужно сделать так, чтобы все желтые были наверху. Для этого нужно знать любую из двух формул, а лучше обе:
Примечание: Если не выпал ни один из двух случаев, например, неправильно ориентированы 2 или 4 углы, то нужно комбинировать с любой из двух формул. Формула из случая 2 заменяет необходимость двукратного повторения формулы из случая 1.
Сборка верхнего слоя
Итак, последний этап. Расставляем углы на свои места. Чтобы это сделать, достаточно знать любую из двух формул, а лучше обе:
Примечание: Если не выпал ни один из двух случаев, например, неправильно стоят 2 или 4 угла, то нужно комбинировать с любой из двух формул. Формула из случая 2 заменяет необходимость двукратного повторения формулы из случая 1.
Ура, кубик собран!
Скоростной метод сборки Фридрих CFOP (максимум 80 движений)
Метод состоит из 4 этапов (против 7 этапов в простой сборке):
- Нижний крест (максимум 7 движений)
- Первые 2 слоя (максимум 44 движения)
- Ориентация верхнего слоя (максимум 13 движений)
- Перестановка верхнего слоя (максимум 16 движений)
Крест (CROSS)
Цель этого этапа точно такая же, как и при простой сборке – собрать нижний крест. Как таковых новых формул здесь нет.
Совет: Собрать крест из любого положения можно максимум за 7 движений. Если при сборке движений у вас было больше, то явно что-то было не оптимально. Также не старайтесь выставлять грани сразу же на нужные места, главное, чтобы они были на своих местах относительно друг друга. Например, если мы собираем белый цвет первым, то порядок по часовой стрелке должен быть следующим: зеленый, оранжевый, синий, красный.
Первые два слоя (F2L)
Существует 41 случай F2L, но не спешите учить их все. На самом деле их легко вывести самому, главное понять следующий принцип: для каждого угла нижнего слоя есть парное ему ребро среднего слоя. Их можно загнать вместе. Любую ситуацию можно привести под одну из 4:
Теперь рассмотрим как привести часть остальных случаев, но сперва нужно выделить ряд действий и придумать им название:
Зацепляем пару: Вращением верхнего слоя приводим к случаю 1 или 2.
Склеиваем пару: приводим к случаю 3 или 4.
Поворачиваем грань наружу (На примере когда бело-красно-зеленый угол или красно-зеленое ребро на месте): Красную грань нужно повернуть против часовой или зеленую по часовой. Очень важно после следующего действия поворот отменить. Если перед нами красная грань, а справа зеленая, то F’ … F или R … R’
Выставляем угол на край (На примере бело-красно-зеленого угла на верхнем слое): Вращением верхнего слоя расположить угол так, чтобы он был или слева красной стороны, или справа зеленой стороны, и при этом на этой стороне не будет красно-зеленого ребра.
Прячем угол (На примере бело-красно-зеленого угла): Выставить угол на тот край, повернуть грань наружу.
Выбиваем ребро (На примере красно-зеленого ребра): Ребро у нас находится на среднем слое, а надо его выбить наверх вращением боковой грани наружу, а затем вращением верхней грани так, чтобы отмена вращения боковой грани не задела наше ребро. Если перед нами красная грань, а справа зеленая, то F’ U’ F или R U R’
Ловим ребро (На примере бело-красно-зеленого угла): Вращая верхнюю грань выставляем угол так, чтобы его парное ребро при выбивании зацепилось.
Ориентация последнего слоя (OLL)
Нам надо собрать верхнюю шапку. Как и с F2L у OLL есть множество случаев, а именно 57. Но не стоит пугаться и лучше разбить этот этап на 2 алгоритма:
Двухходовка
Для данного алгоритма требуется сперва собрать верхний крест. Формулы сборки креста мы уже знаем из простого метода сборки.
Далее может выпасть 7 случаев, у каждого из которых есть название:
Примечание: OLL можно собрать зная всего лишь одну из двух формул рыбки. Этот алгоритм простой, но может требовать нескольких повторений “рыбок”, что увеличит количество движений.
Одноходовка
Этот алгоритм можно разбить на несколько категорий для определения.
Углы готовы:
Галстуки:
Буквы:
Молнии:
Квадраты:
Бокалы:
Скобки:
Точки:
Запятые:
Тройки:
Палки:
Пушки:
Часы:
Рогатки:
Перестановка последнего слоя (PLL)
Всего есть 21 случай PLL, но собрать можно лишь двумя формулами (J для расстановки углов и U для расстановки граней), поэтому лучше всего вначале следует выучить именно их:
Остальные случаи лучше разделить на категории.
Перестановка ребер:
Перестановка углов:
Перестановка углов и ребер:
Перестановка углов и ребер диагонально:
Двойные вращения: